Ростове помнят выдающегося теоретика шашек

Участники турнира памяти Василия Сокова
Участники турнира памяти Василия Сокова
Один из основоположников советский школы шашек Василий Соков
Один из основоположников советский школы шашек Василий Соков
Продолжаются мероприятия в рамках проекта «Играем вместе», победителя конкурса президентских грантов, который реализует федерация шашек Ростова-на-Дону. В его рамках проходят мастер-классы, сеансы одновременной игры, разборы комбинаций, изучение теории и турниры.

Очередные соревнования, состоявшиеся в библиотечном информационном центре им. М. Ломоносова были посвящены памяти знаменитого отечественного шашиста Василия Сокова. Более 30-ти школьников, удачно прошедших отборочный этап, вели борьбу за награды.

- Основной упор в подготовке к этому турниру делался на оценку позиции и возможные ходы соперника. Мы обращали внимание наших подопечных на то, что важно придерживаться плана на игру и сражаться до конца, - отметила педагог Центра дополнительного образования детей Октябрьского района донской столицы Анна Потатуева.

- На этом турнире, предваряющем первенство области, игрокам важно было закрепить полученные знания, в том числе действия в стандартных позициях, - поведал педагог дополнительного образования Дома детского творчества Первомайского района Ростова-на-Дону Юрий Головков.

Многих юных шашистов на турнире поддерживали их родители. Анна Свиридова, мама участвовавшего в соревнованиях Саши Свиридова, рассказала:

- Сын занимается шашками шесть месяцев в лицее № 50 при ДГТУ. С того момента он стал более усидчив, вдумчив – как на соревнованиях, так и на уроках. Шашки развивают логическое мышление, позволяют сосредоточиться, не принимать поспешных решений, формируют боевой дух и лидерские качества. Думаю, если Саша и дальше будет развивать свое увлечение, это положительно отразится на его учебе. Он, несмотря на свой возраст, понимает, что у него должна быть цель не только в игре, но и в жизни.

Среди мальчиков победителем турнира стал Денис Хрустьев, вторым финишировал Абдин Алиев, замкнул тройку призеров Михаил Омельченко.

У девочек всю дистанцию без поражений прошла Диана Бондаренко и заняла первое место, «серебро» и «бронза» - у Маргариты Скляренко и Анны Падалко соответственно.

Примечательно, что оба победителя занимаются у тренера-педагога Юрия Головкова в Доме детского творчества Первомайского района Ростова-на-Дону (исполняющая обязанности директора – Елена Решетняк).

Федерация шашек благодарит заведующую библиотечным информационным центром им. М. Ломоносова Елену Эсаулову за помощь в подготовке и проведении турнира.

***

Василий Александрович Соков, памяти которого был посвящен турнир, являлся мастером спорта по русским шашкам, чемпионом СССР, выдающимся теоретиком, разработавшим несколько новых игровых дебютов.

Он родился 26 декабря 1912 года в деревне Сильницы Ярославской области. В школьные годы всерьез увлекся шашками, занимался в кружке под руководством Дмитрия Никанорова.

В 13-летнем возрасте Соков с семьей переехал в Ленинград и стал частым посетителем Таврического сада, где собирались шашисты. Здесь он играл очень много и делал успехи. Случалось, что ему предлагали провести сеанс одновременной игры.

В 1928 году в Северной столице был организован первый городской массовый турнир по шашкам среди школьников. Соков оказался намного сильнее своих соперников и стал победителем двух этапов соревнований, а затем не знал равных в финале.

Василий Александрович - мастер спорта по русским шашкам (1934), трехкратный чемпион СССР по русским шашкам (1937, 1938, 1941), чемпион Ленинграда (1932), победитель более 30-ти шашечных турниров, а также призер первенства Ленинграда по шахматам (1943).

Во время блокады Ленинграда служил рядовым в пожарной охране. В 1943 году участвовал в чемпионате города по шахматам и занял второе место.

Воинская часть, в которой служил Василий Соков, постепенно продвигалась с боями к Нарве. В начале 1944 года в районе деревни Путки шли кровопролитные сражения. В одной из атак 3 марта 1944 года красноармеец Соков был смертельно ранен.

Похоронен замечательный спортсмен и шашечный теоретик в Синимяэ, в нескольких километрах от курорта Нарва-Йыэсуу (Эстония).

Творческий вклад Василия Сокова в теорию шашечной игры огромен. Его памяти посвящали различные шахматно-шашечные соревнования. В 60-е годы в Эстонском международном молодежном центре «Ноорус» в Нарве-Йыэсуу проходили конференции и шахматные турниры в честь Василия Александровича.

В 1982 году на месте захоронения Василия Александровича на братском воинском кладбище был установлен памятник. В советское время каждый год там собирались участники Всесоюзного мемориала Сокова, чтобы почтить память одного из основоположников прогрессивной советской шашечной школы, чьи теоретические разработки сохранили практическую ценность и в наше время, являясь путеводными для всех почитателей этой древней игры.

***

Своим мнением о пользе занятий шашками и достоинствах этой игры поделилась заместитель директора по учебно-воспитательной работе ростовской школы № 97 Ольга Шаповалова:

- В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и техники, культуры и экономики, передовых технологий и социальной сферы, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы.

Поняв актуальность продиктованной временем ситуации, в школе № 97, руководителем которой является Людмила Владимировна Беленко, было принято решение проводить обучение детей игре в шашки. Эта игра вносит большой вклад в формирование логического и системного мышления человека. Занятия шашками способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шашки решают сразу несколько задач современного образования:

- познавательную: способствуют расширению кругозора, развитию внимания, логического мышления и памяти, умению сравнивать, обобщать, изобретать и предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для учащихся начальной школы);

- воспитательную: способствуют развитию целеустремленности, выдержки, собранности, усидчивости. Учащиеся в процессе обучения игре становятся самокритичнее, привыкают самостоятельно думать и принимать решения: бороться до конца или признать поражение; вырабатывают силу воли и умение не унывать при неудачах и поражениях;

- эстетическую: обогащают внутренний мир, развивают фантазию, учат видеть эстетическую красоту шашечных комбинаций, этюдов и задач;

- физическую: побуждают уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за доской;

- коррекционную: помогают гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учат непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Шашки - игра, побуждающая интерес к познаниям, прививающая умение проникнуть в сущность процесса разнообразия, активизирующая детское творчество, воспитывающая волевые черты характера. Учитывая это, шашки возможно использовать в игровой и учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Древняя игра как специфический вид человеческой деятельности получает все большее признание в России и во всем мире. Шашки сближают людей всех возрастов и профессий, являясь частью мирового культурного пространства и способом самовыражения творческой активности человека.

Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шашиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шашек. Педагог живет своим делом и приглашает своих учеников работать и думать наравне с ним. Чрезвычайно ценными являются интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.

Учащиеся школы № 97 Денис Хрустьев и Диана Бондаренко являются участниками проекта «Играем вместе», они становились неоднократными победителями соревнований и турниров муниципального и регионального уровня по шашкам. Желаем им дальнейших успехов и побед в спортивных испытаниях!

Print Friendly, PDF & Email